В столичном Музее авиации начался фестиваль исторических самолетов британского авиационного клуба Air Squadron. В экспозиции участвуют 27 чудо-машин, причем все они прилетели из Англии своим ходом.
«Самолеты находятся в частных коллекциях и клубах и, несмотря на свой более чем полувековой возраст, до сих пор летают», — сказал нам спикер музея Валерий Романенко. На одном из «дедушек» — Beechcraft Baron BE58 — прилетел кузен британской королевы и внучатый двоюродный племянник российского императора Николая II, принц Майкл Кентский. Ради него в столице даже перекрывали движение на двух центральных улицах — Крещатике и Саксаганского.
«Принц должен был быть за штурвалом, но передумал и летел вторым пилотом — все-таки завтра ему исполнится уже 71 год», — говорит Романенко. Вчера сэр Майкл побывал вместе с президентом на фестивале самолетов, на АНТК им. Антонова и на праздничном приеме в посольстве Великобритании, где он пил виски, закусывая бутербродами. Остановился Майкл в отеле «Хаятт», а завтра в Музее авиации он отметит свое 71-летие. Кстати, во Львове, где принц гостил до этого, он поставил свечку в костеле, послушал оперу и пригубил водку на приеме в оперном театре.
Среди коллекции британских авиаторов есть и такие жемчужины самолетостроения:
Самый легкий
Як-3. Это лучший советский истребитель ВОВ, построенный в 1943-м. Первая его модель была деревянной. Як-3 весит всего 2,7 т, в то время как средний вес истребителей — 5 т. Луи Дельфино, летчик, который летал на этом истребителе, сбил на нем семь вражеских самолетов, а после войны Як-3 ему подарили. Точную копию из металла построили в 2002-м.
Самый старый
DH.82 Tiger Moth. Это самый старый в экспозиции, был построен еще в 1931-м. С 1932-го по 1952 год именно на нем совершали свои тренировочные полеты летчики Военно-воздушных сил Великобритании и гражданские авиаторы. В этом самолете из металла — только капот, шасси и мотор. Все остальное обито деревом и обшито полотном.
Самый меткий
Mustang P-51D — лучший американский истребитель времен Второй мировой войны. Сконструирован в 1944 году. Сначала у него был американский двигатель, а потом его заменили на британский компании Rolls-Royce. Этот истребитель сбил десять немецких самолетов, и поэтому на его правом боку красуются десять фашистских свастик.